Результаты исследований и их обсуждение
Страница 2

Информация » Характеристика флоры школьного участка » Результаты исследований и их обсуждение

Сейчас это интродуцированное растение является проблемой XXI века. Он заполоняет все вокруг, вытесняя другие растения. Таким образом, неконтролируемое воздействие человека на природу может привести к пагубным последствиям (Орловская и др., 2006). Большое число рудеральных видов произрастает на унавоженных участках (крапива двудомная – Urtica dioica, льнянка обыкновенная – Linaria vulgaris, чертополох курчавый – Carduus crispus). Более половины сорных растений относятся к адвентивным видам, занесенным из южных районов нашей страны (Silene noctiflora, Arabis gerardii).

Лесной ценотип (10%) представлен в основном древесными растениями – лиственница сибирская (Larix sibirica), рябина обыкновенная (Sorbus aucuparia), ива козья (Salix caprea) и другие. Наличие болотного (3.7%) и прибрежно-водного (1.4%) ценотипов обусловлено незначительной обводненностью в оврагах, где протекают родники.

Выделение экологических групп видов растений производились на основе их отношения к фактору увлажнения (Поплавская, 1948; Горышкина, 1979). Большинство видов растений школьного участка относится к мезофитам (76.5%), произрастающим в условиях достаточного увлажнения (марь белая – Chenopodium album, щавель кислый – Rumex acetosa).

Второе место по количеству видов занимают растения сухих местообитаний, способных переносить значительный недостаток влаги – ксеромезофиты (лапчатка средняя – Potentilla intermedia, василек шероховатый – Centaurea scabiosa).

Группе гигрофитов принадлежат 10.4% видов растений (белозор болотный – Parnassia palustris, подмаренник болотный – Galium palustre), обитающие в избыточно увлажненных местообитаниях. По жизненным формам Раункиера во флоре школьного участка преобладают гемикриптофиты (60.5%), что характерно для лесной зоны, второе место – у терофитов (18.5%), представленные в основном видами растений на антропогенных нарушенных участках школы.

В анализируемой флоре 90% видов составляют травы, из них 67.3% многолетние, среди которых преобладают корневищные (32.7%) и стержнекорневые (15%) растения. Это обеспечивает у первых их устойчивое закрепление на территории и хорошее распространение даже при ослабленном семенном возобновлении за счет интенсивного вегетативного размножения (бодяк щетинистый – Cirsium setosum, мать-и-мачеха – Tussilago farfara). Значительна доля одно-, двулетников (19.1%) – это в основном антропохорные виды (звездчатка средняя – Stellaria media, горец птичий – Polygonum aviculare). Они принимают активное участие в открытых группировках и в зарастании нарушенных участков.

Набор древесных жизненных форм на школьном участке небогат – 10%. Большую площадь занимают газоны и клумбы (91%), а древесно-кустарниковая растительность – лишь 0,5 га. В ходе наших исследований выявлено 33 вида древесных растений (из них 12 – интродуцированных) из 22 родов и 9 семейств. Из декоративных древесных пород наиболее типичными являются березы пушистая (Betula pubescens) и бородавчатая (B. рendula) и многие виды ив, а также из интродуцированных – тополь бальзамический (Рорulus balsamifera) и желтая акация (Caragana arborescens).

Систематический состав древесных растений пестрый. Наибольшим числом видов представлены семейства розоцветные (Rosaceae) – 10 (30%) и ивовые (Salicaceae) – 8 (24%). В Красную книгу РК (1998 г.) занесена бузина красная (Sambucus racemosa), которая очень редко встречается в южных лесах нашей республики и используется в озеленение нашего села и школы. Республика Коми имеет 74% лесопокрытой площади (Государственный доклад…, 2005), однако видовой состав древесных растений беден, представлен всего 101 видом (Флора Северо-Востока…, 1974–77), из них только 45 пригодны для озеленения.

В данной работе выделен 21 вид древесных растений из местной флоры, используемый в озеленение школьного участка. Наиболее перспективными эколого-географическими районами для привлечения древесных и кустарниковых растений являются: европейская часть России, Северная Америка, Восточная Азия, Дальний Восток (Скупченко и др., 2003).

Список составлен из 29 видов древесных растений с учетом плодоношения или успешного размножения вегетативным способом, саженцы которых можно приобрести в дендрарии Института биологии КНЦ УрО РАН или питомниках Айкинского и Чернамского лесничеств. Список видов древесных растений, рекомендованный для озеленения с. Айкино

1. Acer ginnala Maxim.

2. Berberis amurensis Rurp.

3. Cotoneaster integerrimus Medic.

4. Crataegus chlorosarca Maxim.

5. Crataegus curvicepala Lindl.

6. Crataegus dahurica Koehne

7. Crataegus submolis Sarg.

8. Euonymus europaeus L.

9. Euonymus verrucosus Scop.

10. Fraxinus pensyvanica Marsh.

11. Malus cerasifera Spacy.

12. Malus prunifolia (Willd.) Borckh.

13. Malus purpurea (Barbier) Rehhd.

14. Padus maackii (Rupr.) Kom.

15. Philadelphus coronarius L.

16. Philadelphus coronarius «Luteus»

17. Picea pungens Enggelm.

18. Ribes alpium L.

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Развитие и рост костей
В онтогенезе человека большинство костей скелета последовательно проходит три стадии в своем развитии. Это перепончатая, хрящевая и костная стадии. Минуют хрящевую стадию так называемые покровные кости (кости свода черепа, лица, ключица). ...

Использование растительного материала
Выбор методов при изучении метаболизма у растений определяется в основном степенью организации растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли, например, хорошо растут на простых, чаще всего неорганических питательных средах при соотве ...

Как «животное электричество» используется для решения важных задач
Подобно тому, как гигантский аксон кальмара является образцом нервного волокна, образцом нервной клетки является мотонейрон кошки. Эта клетка имеет относительно большие размеры и поэтому наиболее детально изучена. Мотонейрон имеет тело и ...