ЗрениеСтраница 4
В картинах живописи различно воспринимается масса и направление движения в зависимости от расположения в правой или левой части картины. "Предмет верхней части композиции тяжелее того, что помещен внизу, а предмет, расположенный с правой стороны, имеет больший вес, чем предмет, расположенный с левой стороны, направление диагонали, идущей от левого нижнего угла в верхний правый, воспринимается как восходящее; направление же другой диагонали представляется нисходящим". Существует любопытное различие между "важным" и "центральным" слева и "тяжелым" и "бросающимся в глаза" - справа. Стремительное движение легче выразить в изображении, когда оно идет слева направо, чем наоборот; если картина отражается в зеркале, то меняется не только ее внешний облик, но теряется и ее значение. Зритель воспринимает рисунок так, если бы он свое внимание сосредоточил на левой половине рисунка; субъективно он отождествляет себя с левой стороны, и все, что появляется в этой части, имеет большее значение.
Проблема неэквивалентности правого и левого в живописи "имеет глубокие корни, восходящие к самым основаниям природы нашего чувственного восприятия".
Описанные различия эмпирически используются в организации сценического пространства в театре. Как только поднимается занавес в начале акта, зритель начинает смотреть в левую сторону сцены. Левая сторона сцены считается более сильной. В группе из двух - трех актеров тот, кто стоит с левой стороны, будет в данной сцене доминировать.
В тахистоскопических исследованиях числа, буквы, слова лучше воспринимаются при их предъявлении в правое поле зрения. Время опознания букв справа равно 52±2,2 мс, слева - 59±2,5 мс. Художниками буквы лучше воспринимаются слева, учеными - справа. Фотографии лучше узнаются субъектами при их предъявлении в левое поле зрения, особенно лица, эмоционально выразительные.
Интересно сообщение М. Газзаниги о том, что после расщепления мозга больные видят только предъявляемые справа световые вспышки, игнорируя те, что одновременно подавались в левое поле зрения. К сожалению, тахистоскопические исследования проводились большей частью без учета индивидуального профиля асимметрии испытуемых. Иногда отмечалась лишь право - или леворукость. Литература пестрит утверждениями, будто у леворуких асимметрия зрительных функций противоположна таковой у правшей. Между тем изучение здоровых и больных на предмет выявления асимметрии рук, ног, зрения, слуха убеждает в том, что правая и левая асимметрия рук может сочетаться с симметрией или левой или правой асимметриями других парных органов. В рамках каждого сочетания логично ожидать определенный, характерный только для этого индивидуального профиля асимметрии тип интересующего нас сейчас неравенства зрительного пространства - правого и левого поля зрения в восприятии вербальных и невербальных стимулов. Разноречивы толкования полученных данных. Преимущество правого поля зрения в восприятии вербальных стимулов объясняется доминантностью левого полушария по речи, более прямыми связями правой половины поля зрения с речевой областью левого полушария. Придается значение предварительной активации того или иного полушария большая активация одного полушария влечет за собой перемещение внимания на то поле зрения, которое является контралатеральным по отношению к более "активному" полушарию; избирательная активация левого полушария должна увеличивать перцептивную асимметрию по отношению к вербальным стимулам (за счет улучшения их восприятия в правом поле зрения) и уменьшать перцептивную асимметрию по отношению к невербальным стимулам, поскольку восприятие этих стимулов в правой половине поля зрения будет улучшаться и приближаться к соответствующим данным для левой половины зрительного поля. "Сдвиги внимания" Л.А. Невская предполагает "дополнительным фактором, влияющим на асимметрию восприятия". Результаты некоторых исследований привлекают внимание к пространственной характеристике зрительных образов стимулов, предъявляемых в эксперименте. В.В. Суворова, М.А. Матова различают образы: перцептивный (адекватное восприятие пространственного положения стимула) и фантомный (стимулы, проецирующиеся в височные зоны сетчаток обоих глаз, воспринимаются смещенными в контралатеральном направлении). Фантомный образ включен в восприятие, является его необходимым компонентом (табл.2). Отсутствие фантомного (репродуктивного) компонента оказалось одной из аномалий бинокулярного зрения у заикающихся.
Другие статьи:
Способности
Способности - устойчивые психологические свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которых зависят их достижения в различных видах деятельности. Способный человек умеет делать определенное дело, причем таким образом, что ...
Проблема разума и
законы его эволюции
"Ра́зум (лат. ratio), ум (греч. νους) - философская категория
основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеп ...
Пример нескольких каталитических реакций. Принцип
действия катализатора
Для того чтобы прошла химическая реакция, нужно, чтобы молекулы столкнулись. Из кинетической энергии таких столкновений можно почерпнуть энергию, необходимую для того, чтобы разорвать или ослабить химические связи в молекулах реагентов. В ...