Предметы природы, материальной н духовной культуры обладают способностью удовлетворять потребности человека, служить его целям. В этом смысле к ним возможен н необходим ценностный подход. Откуда берется у предметов эта способность — из их природы или она идет от человека, его особенностей и возможностей? Если признать, что ценность коренится лишь в самих предметах, то это будет означать наделение их изначальными свойствами служить человеку и его целям.

Но ведь мы знаем, что природа и ее предметы существовали задолго до появления человека. С другой стороны, нельзя считать, что предмет может удовлетворять материальные или духовные потребности человека вне зависимости от своей природы. Если бы хлеб не содержал в себе определенных веществ, он не был бы продуктом питания, благом для человека.

Общественный мир не является чем-то потусторонним материальному природному процессу. Продукт человеческого труда является продолжением природы, поэтому ценность — это свойство предметов, возникших в процессе развития общества, а вместе с тем и свойство предметов природы, включенных в процесс труда, быта и являющихся «жизненным элементом человеческой действительности .».

Некоторые противопоставляют ценностный подход к предметам и явлениям объективно-научному их рассмотрению. Однако разделить теоретико-познавательный и ценностный подход к предметам действительности можно только для строго определенных целей.

Первый стремится зафиксировать постижение предмета таким, каким он существует вне человека и человечества, освободить сознание от отношения субъекта, человека к его содержанию и выделить в чистом виде собственно знание, т. е. объективную истину.

Второй, наоборот, стремится как в самом объекте, так и в его отражении сосредоточить внимание на человеческом отношении, оценить все с точки зрения заложенных в нем возможностей удовлетворять потребности людей; берет не знание в чистом виде, а его воплощение в материальной и духовной культуре, способной служить человеку и его целям. Большую роль играет ценностный подход, например, в моральном и художественном сознании, во многом выражая специфику их отношения к объективному миру.

Вместе с тем в реальной человеческой деятельности оба момента (объективно-научный и ценностный) соединены, по могут существовать друг без друга, вытекают из одного источника - практического отношения человека к объективной действительности, выраженного в изменении окружающей природы под свои нужды, с применением естественнонаучных знаний.

Страницы: 1 2 


Другие статьи:

Аксиома третья
Третья аксиома биологии имеет из всех других аксиом наиболее глубокий физический смысл. Поведение «наследственных молекул» может быть описано на языке статистической физики как хаотическое движение микрочастиц со случайным распределением ...

Сущность заболевания
ПКП как правило, проявляется во взрослом и почтенном возрасте кошек, от 3 до 10 лет, чаще в семилетнем возрасте. До этого возраста заболевание может никак не проявляться и не выявляться при обычном обследовании врачом (внешнем осмотре и п ...

Социальная организация приматов
У приматов велико разнообразие типов социальной организации, что отражает разнообразие их образа жизни и экологии. У многих видов полуобезьян, в том числе у лемуров, лори и долгопятов, источники пищи очень рассредоточены. Живут эти обезья ...