Все живые организмы, в том числе и человек, нуждаются в информации об окружающей среде. Эту возможность им обеспечивают сенсорные (чувствительные) системы. Деятельность любой сенсорной системы начинается с восприятия рецепторами энергии раздражителя, трансформации ее в нервные импульсы и передачи их через цепь нейронов в мозг, в котором нервные импульсы преобразуются в специфические ощущения – зрительные, обонятельные, слуховые и т.п.

Так наши глаза воспринимают визуальные сигналы: в сетчатке находится около 7 млн. колбочек и 130 млн. палочек. Колбочки содержат зрительный пигмент иодопсин, позволяющий воспринимать цвета при дневном освещении. Колбочки бывают трех типов, каждый из которых обладает спектральной чувствительностью к красному, зеленому или синему цвету. Палочки благодаря наличию пигмента родопсина воспринимают сумеречный свет, не различая цвета предметов. Под воздействием световых лучей в светочувствительных рецепторах – палочках или колбочках – возникают сложные фотохимические реакции, сопровождающиеся расщеплением зрительных пигментов на более простые соединения. Это фотохимическое расщепление сопровождается возникновением возбуждения, которое в форме нервного импульса передается по зрительному нерву в подкорковые центры (средний и промежуточный мозг), а затем в затылочную долю коры больших полушарий, где преобразуется в зрительное ощущение. При отсутствии света (в темноте) зрительный пурпур регенерирует (восстанавливается).

Нечто подобное происходит в ухе, где преобразуются звуковые волны в воздухе, на языке, где молекулы пищи анализируются рецепторами-сосочками, и на коже, в которой заложены тельца, реагирующие на давление и температуру. Болезнь органов чувств приводит полной или частичной потере связи между человеком и окружающей средой.


Другие статьи:

Каротиноиды, их физиологическая роль
Кроме хлорофиллов, в клетках листа в небольшом количестве (0,07—0,2 % сухой массы) содержатся каротиноиды. Это соединения, растворимые в жирах и органических растворителях, с длинной цепью сопряженных двойных связей. Поглощая коротковол ...

Методическая часть. Урок биологии в 8-м классе по теме: "Витамины – чудесные вещества"
При подготовке урока использовались книги по методике преподавания биологии [7], [17], [18], [24]. Цели урока: Образовательные – сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; Развивающие – продолж ...

Ритмы Солнца и энергетика организма
Солнце, как и другие звезды, обладает волновым излучением. Его видимой частью является свет, невидимой — рентгеновские, ультрафиолетовые, инфракрасные и гамма-лучи. Излучение это, непостоянное по своей интенсивности, достигает Земли всего ...