Общие закономерности роста и развития школьников. Рост и развитие

Информация » Профилактика здоровья школьника » Общие закономерности роста и развития школьников. Рост и развитие

В возрастной физиологии и школьной гигиене понятия рост и развитие более конкретны, чем в других науках. Рост - это изменения анатомических и морфологических показателей, т. е длины и веса тела. Он является одним из основных возрастно-половых признаков и характеризует количественные изменения в организме ребенка. Развитие - показатель качественных изменений, характеризующий физиологическое состояния тканей, органов, систем и организма в целом, т. е их функциональное совершенствования за определенный период времени.

Процессы роста и развития в детском организме находятся в определенной зависимости друг от друга, связаны с активно растущими и функционально изменяющимися тканями, протекают тем интенсивнее, чем моложе организм. В нормальных условиях оба процесса идут непрерывно, но не всегда равномерно: периоды усиления роста и развития сменяются периодами замедления и наоборот. Это так называемая гетерохронность двух фаз единого процесса. Она объяснима тем, что постепенное накопление количественных изменений в определенный момент приводит к скачку - организм переходит в качественно новое состояние. При этом наблюдается соответствие размеров одних частей тела другим, мышечной силы и двигательной активности - умственной деятельности. Так достигается гармоничность роста и развития.

Явление гетерохроности и гармоничности роста и развития ребенка зависят от многих факторов биологической и социальной среды. При этом биологические факторы роста и развития заложены в самом организме и проявляются в ярко выраженной форме изменчивости, поддающимися количественному учету, а социальные факторы сконцентрированы в принципах общественного строя, в организации быта, обучения и воспитания. Они учитываются при качественной характеристике, т.е. при оценки роста и развития.


Другие статьи:

Что за чудо
На вид они соблазнительны и выглядят аппетитнее "натуралов". Чистенькие, мало отличающиеся друг от друга клубни картофеля, помидоры правильной формы, попкорн из калиброванных кукурузных зерен, а также молочные и мясные продукты ...

Строение и функции органа слуха
Орган слуха и равновесия, преддверно-улитковый орган у человека имеет сложное строение, воспринимает колебание звуковых волн и определяет ориентировку положения тела в пространстве. Преддверно-улитковый орган делится на три части: наружн ...

Заглянем в историю
Теофраст (372–287 гг. до н.э.) определял ботанику как науку о растениях. Это и запечатлено в ее названии. Говоря о растениях, он несомненно имел в виду особей растений, а не виды, поскольку систематики растений в нашем понимании тогда про ...