Развитие
науки в Средние векаСтраница 1
Вклад средневековой науки в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.
Этот этап характеризуется новым, деятельным подходом к природе, изменением отношения к труду, который становится обязанностью каждого человека. Желание облегчить физический труд вызвало новое отношение к технике: изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом необходимым.
Христианское мировоззрение, утвердившееся в Средние века, посеяло зерна нового отношения к природе, позволившего уйти от античной созерцательности к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира для блага человека.
Христианское вероучение, соединенное с упрощенной натурфилософией Аристотеля, стало в Средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики. Это направление мысли было оторвано от реальной действительности, поэтому занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Тем не менее схоластика сыграла очень важную роль в развитии способностей к познанию мира европейским человеком. Она должна была служить задачам теологии и изучать вопросы бессмертия души, конечности и бесконечности мира, существования добра, зла, истины в мире и т. д. При решении этих проблем были получены важнейшие результаты: развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации привело к высочайшему уровню умственной дисциплины. Без этого был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных сред ненаучного познания.
В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. Например, на протяжении тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия. Побочными продуктами эти поисков и исследований стали технологии получения красок, стекла, лекарств, разнообразных химических веществ и т. д. Таким образом, алхимические исследования, несостоятельные теоретически, подготовили возможность появления современной науки.
Очень важными для становления классической науки Нового времени были представления о мире, опровергавшие некоторые положения античной научной картины мира. Они легли в основу механистического объяснения мира.
Появились понятия пустоты, бесконечного пространства, движения по прямой линии, средней скорости, равноускоренного движения и проч.
Также было заложено новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой и не имела никакого отношения к познанию мира. В Средние века появилась возможность использования экспериментального метода познания, так как созданные человеком инструменты стали считаться частью природы, пригодной для познания мира.
Другие статьи:
Организация и методика гигиенического обучения
воспитания школьников
Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Основная задача школьной гигие ...
Дифференциальное центрифугирование
Помимо микроскопии, другим основным и широко распространенным методом изучения клеток является дифференциальное центрифугирование или фракционирование.
Принцип метода состоит в том, что при центрифугировании развивается центробежная сила ...
Атеросклероз
Ключевые новые понятия:
1. Гиперхолестеринемия – патологически высокая концентрация холестерина в плазме крови
2. Липопротеины: низкой плотности ЛПНП промежуточной плотности ЛППП
ß - липопротеины очень низкой плотности ßЛПО ...