Развитие
науки в Средние векаСтраница 1
Вклад средневековой науки в развитие научного знания состоял в том, что был предложен целый ряд новых интерпретаций и уточнений античной науки, новых понятий и методов исследования, которые разрушали античные научные программы, подготавливая почву для механики Нового времени.
Этот этап характеризуется новым, деятельным подходом к природе, изменением отношения к труду, который становится обязанностью каждого человека. Желание облегчить физический труд вызвало новое отношение к технике: изобретение машин и механизмов переставало быть пустой забавой, как в античности, а становилось делом необходимым.
Христианское мировоззрение, утвердившееся в Средние века, посеяло зерна нового отношения к природе, позволившего уйти от античной созерцательности к экспериментальной науке Нового времени, поставившей целью практическое преобразование мира для блага человека.
Христианское вероучение, соединенное с упрощенной натурфилософией Аристотеля, стало в Средние века господствующим философским направлением и получило название схоластики. Это направление мысли было оторвано от реальной действительности, поэтому занятие естествознанием рассматривалось как пустое дело. Тем не менее схоластика сыграла очень важную роль в развитии способностей к познанию мира европейским человеком. Она должна была служить задачам теологии и изучать вопросы бессмертия души, конечности и бесконечности мира, существования добра, зла, истины в мире и т. д. При решении этих проблем были получены важнейшие результаты: развитие логико-дискурсивного мышления и искусства логической аргументации привело к высочайшему уровню умственной дисциплины. Без этого был бы невозможен дальнейший прогресс интеллектуальных сред ненаучного познания.
В недрах средневековой культуры успешно развивались такие специфические области знания, как астрология, алхимия, натуральная магия. Часто их называли герметическими (тайными) науками. Они представляли собой промежуточное звено между техническим ремеслом и натурфилософией содержали в себе зародыш будущей экспериментальной науки в силу своей практической направленности. Например, на протяжении тысячелетия алхимики пытались с помощью химических реакций получить философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия. Побочными продуктами эти поисков и исследований стали технологии получения красок, стекла, лекарств, разнообразных химических веществ и т. д. Таким образом, алхимические исследования, несостоятельные теоретически, подготовили возможность появления современной науки.
Очень важными для становления классической науки Нового времени были представления о мире, опровергавшие некоторые положения античной научной картины мира. Они легли в основу механистического объяснения мира.
Появились понятия пустоты, бесконечного пространства, движения по прямой линии, средней скорости, равноускоренного движения и проч.
Также было заложено новое понимание механики, которая в античности была прикладной наукой и не имела никакого отношения к познанию мира. В Средние века появилась возможность использования экспериментального метода познания, так как созданные человеком инструменты стали считаться частью природы, пригодной для познания мира.
Другие статьи:
IL-5
Интерлейкин-6 ...
Пример нескольких каталитических реакций. Принцип
действия катализатора
Для того чтобы прошла химическая реакция, нужно, чтобы молекулы столкнулись. Из кинетической энергии таких столкновений можно почерпнуть энергию, необходимую для того, чтобы разорвать или ослабить химические связи в молекулах реагентов. В ...
Местообитание
Реликтовый суслик.
Реликтовый суслик, как и другие горные суслики (длиннохвостый, алашанский, даурский), - типичный горностепной вид. Растительный покров здесь низкий и разреженный, почвы сильно защебененные с низким содержанием мелкозем ...