Заключение

Можно констатировать, что в современной науке есть все необходимые естественнонаучные данные, позволяющие обосновать универсальный характер эволюции. Причем эволюционный подход в науке второй половины ХХ века оказывается тесно связанным с системным рассмотрением объектов. С этих позиций универсальный эволюционизм, включающий в свой состав принципы эволюции и системности, предстает как характеризующий взаимосвязь самоорганизующихся систем разной степени сложности и раскрывающий механизмы возникновения новых структур в процессе развития. Такие структуры возникают в открытых системах, находящихся в неравновесном состоянии, и формируются за счет флуктуаций и кооперативных эффектов, благодаря чему осуществляется переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, а эволюция, в конечном счете приобретает направленный характер.

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть во взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который сам человек погружен.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.

[1] Моисеев Н.Н. Стратегия разума // Знание - сила. 1986. № 10. С. 25.

[2] Моисеев Н.Н. Стратегия разума // Знание - сила. 1986. № 10. С. 25.

[3] Силк Дж. Большой взрыв: рождение и эволюция Вселенной. М., 1982. С. 16-17.

[4] Фридман А.А. Мир как пространство и время. М., 1965. С. 157.

[5] Гут А.Г., Стейнхардт П.Дж. Раздувающаяся Вселенная // В мире науки. 1984. № 7 C. 59.

[6] Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М., 1985. С. 9.

[7] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1985. С. 47.

[8] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1985. С. 56.

[9] Климонтович Н.Ю. Без формул о синергетике. М., 1986. С. 104.

[10] Jantsch E. The Self-organizing universe: science a human implications of the emerging paradigm of evolution. Oxford, 1980. P. 19.

[11] Гленсдорф П., Пригожин И. Термодинамическая теория структуры устойчивости и флуктуаций. М., 1973. С. 260.

[12] Тоффлер О. Наука и изменение. Предисловие к кн. Пригожин И., Стенгерс И. «Порядок из хаоса». С. 17.

[13] Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., 1977. С.55.

[14] Вернадский В.И. Биогеохимические очерки. М.-Л., 1940. С. 47.

[15] Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Успехи совр. биологии. 1944. Т. XVIII. Вып. 2. С. 117

[16] Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М., 1934. С. 82.

[17] Водопьянов Г.А. К парадигме глобального эволюционизма. М., 1991. С. 231.

[18] Моисеев Н.Н. Коэволюция природы и общества. Пути ноосферогенеза. // Экология и жизнь. 1997. №2.

[19] Там же.


Другие статьи:

IL-12 + p40
Интерлейкин-13 ...

Методическая часть. Урок биологии в 8-м классе по теме: "Витамины – чудесные вещества"
При подготовке урока использовались книги по методике преподавания биологии [7], [17], [18], [24]. Цели урока: Образовательные – сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания; Развивающие – продолж ...

Укажите насекомоопыляемые и ветроопыляемые. Опишите особенности их цветков. Дайте рисунки
Насекомоопыление. Приспособление цветка к опылению насекомыми привело к формированию ярких, хорошо заметных душистых цветков с нектарниками, вырабатывающими сладкую сахаристую жидкость. Привлеченные запахом или видом цветка, насекомые, до ...