Возрастные изменения черепаСтраница 2
У новорожденного между костями не существует швов, пространство заполнено соединительной тканью. В участках, где сходятся несколько костей, имеется 6 родничков, закрытых соединительно-тканными пластинками: 2 непарных (передний и задний) и 2 парных (клиновидный и сосцевидный). Самый крупный — передний, или лобный, родничок имеет ромбовидную форму. Он расположен там, где сближается правая и левая половины лобной и теменные кости. Задний, или затылочный, помещается там, где сходятся теменные и затылочная кости. Клиновидный родничок находится сбоку в углу, образованном лобной, теменной и большим крылом клиновидной кости. Сосцевидный родничок расположен в том месте, где сходятся затылочная, теменная кости и сосцевидный отросток височной кости. Благодаря наличию родничков череп новорожденного очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути в процессе родов. Формирование швов заканчивается в основном на 3—5-м году жизни, к этому времени закрываются роднички. На 2—3-м месяце после рождения закрываются задний (затылочный) и сосцевидный роднички, к 1,5 годам — передний, лишь к 3-м годам окончательно исчезает клиновидный родничок.
Объем полости мозгового черепа новорожденного в среднем составляет 350—375 см3. В первые 6 месяцев жизни ребенка он удваивается, к 2 годам утраивается, у взрослого он в 4 раза больше, чем объем полости мозгового черепа новорожденного. Глабелла у новорожденного отсутствует, она образуется к 15-летнему возрасту. Соотношение мозгового и лицевого черепа у взрослого и новорожденного различны. Лицо новорожденного ребенка короткое и широкое. В латеральной норме соотношение площадей лицевого черепа к мозговому (граница между ними — линия, соединяющаяся назион, с задним краем суставного отростка нижней челюсти) у новорожденного равно 1:8, 2-летнего ребенка— 1:6, у 5-летнего— 1:4, 10-летнего— 1:3, взрослой женщины — 1:2,5, взрослого мужчины — 1:2.
После рождения рост черепа происходит неравномерно. В пост-натальном онтогенезе выделяют три периода роста и развития черепа.
1. Период энергичного активного роста
— от рождения до 7 лет. В течение первого года жизни череп растет более или менее равномерно. От года до 3 лет череп особенно активно растет сзади, это связано с переходом ребенка на 2-м году жизни к прямохождению. С 3 до 7 лет продолжается рост всего черепа, особенно его основания. К 7 годам рост основания черепа в длину в основном заканчивается и оно достигает почти такой же величины, как у взрослого человека.
2. Период замедленного роста
— от 7 до 12—13 лет (начало полового созревания). В это время в основном растет свод мозгового черепа, объем полости последнего достигает 1200—1300 см3.
3. В третьем периоде
— после 13 лет активно растут лобный отдел мозгового и лицевой череп. Проявляются половые особенности черепа: у мужчин лицевой череп растет в длину сильнее, чем у женщин, лицо удлиняется.Зарастание швов начинается в возрасте 20—30 лет, у мужчин несколько раньше, чем у женщин. Сагиттальный шов зарастает в возрасте 22—35 лет, венечный — в 24—41 год, ламбдовидный — в 26—42 года, сосцевидно-затылочный — в 30—81 год, чешуйчатый шов, как правило, не зарастает.
Целесообразно выделить и 4-й период — период преобразования черепа, в пожилом и старческом возрасте.
Альвеолярные отростки верхней и альвеолярная часть нижней челюстей уменьшаются, жевательная функция ослабевает, мышцы частично атрофируются, изменяется рельеф челюстей, они становятся менее массивными, рельеф костей черепа сглаживается, частично рассасывается губчатое вещество.
Другие статьи:
Первые трактовки систематического положения Aphroditiformia
Чешуйчатые многощетинковые черви с давних пор привлекают внимание исследователей. Уже Линней в десятом издании своей Systema naturae (1758) выделил в качестве самостоятельного рода Aphrodita aculeata, который считается типовым для всей гр ...
Естествознание как наука
Наши представления о сущности науки не будут полными, если мы не рассмотрим вопрос о причинах, ее породивших. Здесь мы сразу сталкиваемся с дискуссией о времени возникновения науки.
Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние т ...
Выводы
Анализируя полученный график, делаем вывод, что наиболее неблагоприятные с точки зрения безопасности жизнедеятельности студента будут 1, 2, 13, 17, 18, 25 сентября. В эти дни следует быть особенно внимательным и по возможности избегать си ...