Наука все глубже проникает в сущность явлений, процессов, охватывает все более широко картину мира. Будучи, прежде всего, явлением духовной жизни общества, наука воплощается в сфере его материальной жизни. Она представляет собой особую область человеческой деятельности, как теоретической, так и практической. Еще на ранних ступенях развития науки ученые не только созерцали природу, но и действовали: изобретали приборы, вели с их помощью наблюдения, ставили эксперименты и добывали таким образом для науки новые факты. В древности, например, был создан такой астрономический прибор, как гномон — вертикальный столбик на горизонтальной площадке, с помощью которого греки умели не только определять высоту солнца над горизонтом, но и географическую широту.

В Новое время получили широкое развитие такие формы научной практики, как инструментальное наблюдение и особенно эксперимент, а в наши дни ни одна естественная наука невозможна без солидной экспериментальной базы. Во многих областях науки эта база требует для своего создания колоссальных затрат, а в техническом отношении она сложнее любого производства. Гигантские синхрофазотроны (ускорители заряженных частиц), космические корабли и ракеты, тончайшие приборы, позволяющие измерять промежутки времени и интервалы пространства в микромире, и т. д.— такова экспериментальная база современной науки. Создание этой техники и управление ею является очень важным видом практической деятельности. Разграничение между теорией и практикой во многих областях науки потребовало разделения труда между учеными, что увеличило количество рабочих мест и занятость в научно-исследовательском процессе. Например, физики-экспериментаторы ставят опыты, управляют приборами, дают первичное обобщение полученных данных, а физики-теоретики целиком посвящают себя обобщению данных эксперимента, развитию теории.

«Главная особенность практической деятельности в науке в том, что она подчинена делу добывания знаний, развития теории. Конечно, материальный и духовный факторы переплетены между собой не только в науке, но и в любой области человеческой деятельности, и поэтому взаимодействие этих факторов должно учитываться при рассмотрении каждой из них. Так, если материальное производство, труд не существуют без духовного момента, то любая форма общественного сознания не существует без материального момента». Это касается науки, которая предполагает целый ряд специальных форм практической деятельности - эксперимент, наблюдение. Существование «научной практики», однако, не может служить аргументом против того, чтобы считать науку, прежде всего, и главным образом явлением духовной жизни общества, особой формой общественного сознания.

Важнейшая закономерность исторического развития науки — возрастание ее роли в производстве и управлении обществом, ее значения в общественной жизни.

Уже на первом этапе существования науки она возникает как ответ на практические, прежде всего производственные, потребности. Появление астрономии, математики и механики было вызвано потребностями ирригации, мореплавания, строительства крупных общественных сооружений — пирамид, храмов и т. д. Ф. Энгельс замечает, что «уже с самого начала возникновение и развитие наук обусловлено производством».

Но в античном мире Средиземноморья и в др. обществах наука, по существу, находилась в зарождающемся виде. Иногда рост науки и ее общественного значения шел очень медленно, а подчас прерывался на столетия. Так, в Западной Европе раннее средневековье ознаменовалось утерей многих научных достижений античного периода.

Причина сравнительно медленного развития науки в этот период — в застойности производства, т. е. в том, что основные производственные процессы в земледелии, животноводстве, ремесле, строительстве велись с помощью примитивных ручных орудий труда и на базе традиционных, унаследованных от предшествующих поколений эмпирических знаний. В управлении обществом наука также использовалась в весьма скромных масштабах, хотя арифметика была нужна для торговли и сбора налогов, юридическая наука, появившаяся вместе с кодификацией обычного права, достигла в Риме весьма высокого уровня, а политические и философские трактаты античности были важным средством социальной ориентации и орудием в политической борьбе различных социальных сил.

Второй этап в истории науки начинается с конца XV в., когда в Европе зарождается современное опытное естествознание и одновременно происходит бурный рост общественно-политических наук и философии. Основная причина этого перелома — зарождение в недрах феодализма нового общественного строя. «Когда после темной ночи средневековья вдруг вновь возрождаются с неожиданной силой науки, начинающие развиваться с чудесной быстротой,— писал Ф. Энгельс,— то этим чудом мы опять-таки обязаны производству». Энгельс полагал, что именно с этого времени начинается ускоренное развитие науки, «которое усиливалось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта».

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Общие аспекты возникновение естествознания
Для понимания того, что представляет собой современное естествознание, важно выяснить, когда оно возникло. В этом отношении развиваются различные представления. Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, ко ...

Выводы
1. Физическая работа вызывает существенные адаптационные изменения в функционировании пептидергической системы. У спортсменов высокой квалификации в физиологическом состоянии по сравнению с неспортсменами все компоненты системы работают и ...

Современный креационизм
Современный креационизм – отнюдь не однородное идейное течение. Кто-то по-прежнему верует, что 23 октября 4004 года до нашей эры Бог принялся творить мир и на шестой день создал человека «по своему образу и подобию», кто-то стремится обог ...