Организация биосферы
Страница 2

Мезозойский этап развития жизни на Земле и эволюции биосферы завершился меловым периодом. Именно в этот период произошла одна из самых обширных трансгрессий фанерозоя. Максимальное развитие трансгрессии приходилось примерно на середину мела, когда площадь Мирового океана составила 415 млн кв.км, или 81 % поверхности планеты. Кроме того, в течение всего мелового периода происходило быстрое удаление друг от друга осколков Гондваны и, как следствие, разрастание Южной Атлантики и Индийского океана за счет сокращения площадей океанов Тихого и Тетис. Из гондванских материков только современные Австралия и Антарктида оставались едины. Этот единый материк в конце мела подошел к Южному географическому полюсу (Ушаков, Ясаманов, 1984). Рифтовая система Атлантического океана приняла положение, близкое к современному.

В позднемеловое время началось закрытие отдельных участков океана Тетис и впадин многих краевых морей на периферии Тихого океана. К этому периоду относится также столкновение азиатского и американского континентов. Активизировавшиеся тектонические процессы привели к образованию Альпийско-Гималайского и Андо-Кордильерского горных поясов (Ларамийская фаза Альпийского орогенеза). Во второй половине мела значительно увеличилась площадь суши.

Теплый и влажный климат первой половины мела был унаследован от юры. Средняя температура воздуха достигла 24,5 °С, превысив современное ее значение почти на 10 °С. Поднятие участков суши и образование горных систем вызвало иссушение материков и изменение климата в сторону континентальности и похолодания. Однако как в юре, так и в меловом периоде эпох оледенений не было.

Мощные толщи карбонатных пород — известняков, мела и мергелей - говорят о богатом и разнообразном органическом мире одного из важнейших этапов в развитии жизни на Земле и эволюции биосферы. Органический мир мела сохранил большое сходство с предшествующим юрским периодом. В наземной флоре преобладали папоротники и голосеменные (саговники, гинкговые, хвойные, беннеттиты). Среди наземных позвоночных господствовали динозавры, достигшие гигантских размеров. Птицы от своих юрских предков отличались более высокой организацией, но до конца мела сохраняли зубы. Появились первые плацентарные млекопитающие, преимущественно насекомоядные.

В богатой морской фауне значительное место занимали головоногие моллюски, особенно аммониты и белемниты. Раковины аммонитов иногда достигали двухметрового диаметра. Широкое развитие получили костистые рыбы.

В мелу появились и завоевали сушу цветковые растения. По предположению академика А.Л. Тахтаджяна, наиболее вероятной областью формирования и первичным ареалом расселения цветковых растений была юго-восточная часть Лавразии, соответствовавшая современной Юго-Восточной Азии (юго-восток Китая, полуострова Индокитай и Малакка, Филиппинские острова и часть Больших Зондских островов - Суматра, Калимантан, Сулавеси). В поздней юре и раннем мелу эта территория представляла собой полуостров Лавразии или, возможно, архипелаг, иногда называемый Землей Сунда. Архипелаг через Новую Гвинею цепью островов, видимо, был связан с Гондваной. В результате цветковые растения распространялись как в другие области Лавразии, так и в Гондвану.

Страницы: 1 2 3 4


Другие статьи:

Метод определения активности КПN
Сыворотку крови (40 мкл) смешивали с 20 мкл 35 мкМ СоSO4 в 100 мМ трис-НСl буфере, рН=7,6,и преинкубировали 8 мин при 37°С. Реакцию начинали прибавлением 10 мкл кбз-Gly-Arg в вышеуказанном буфере. Через 120 мин реакцию останавливали приба ...

Плотная волокнистая соединительная ткань
Эта ткань делится на плотную оформленную и неоформленную. Плотная неоформленная ткань состоит из, относительно, большого количества плотно расположенных соединительнотканных волокон и незначительного числа клеточных элементов между волок ...

Организация и методика гигиенического обучения воспитания школьников
Школьная гигиена - наука об охране и укреплении здоровья подрастающего поколения. Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Основная задача школьной гигие ...