Получение информации эмпирическим методом

Информация » Эмпирические методы исследования » Получение информации эмпирическим методом

Приемы получения количественной информации представлены двумя видами операций – счетом и измерением в соответствии с объективными различиями между дискретным и непрерывным. Как метод получения точной количественной информации в операции счета определяются числовые параметры, состоящие из дискретных элементов, при этом устанавливается однозначное соответствие между элементами множества, составляющего группу, и числовыми знаками, с помощью которых ведется счет. Сами числа отражают объективно существующие количественные отношения.

Следует осознавать, что числовые формы и знаки выполняют как в научном, так и обыденном знании самые различные функции, из которых не все связаны с измерением:

- являются средствами наименования, своеобразными ярлыками или удобными идентифицирующими метками;

- являются орудием счета;

- выступают в качестве знака для обозначения определенного места в упорядоченной системе степеней некоторого свойства;

- являются средством установления равенства интервалов или разностей;

- являются знаками, выражающими количественные отношения между качествами, т. е. средствами выражения величин.

Рассматривая различные шкалы, основанные на использовании чисел, необходимо различать эти функции, которые попеременно выполняются то особой знаковой формой чисел, то числами, выступающими в качестве смысловых значений соответствующих числовых форм. С этой точки зрения очевидно, что шкалы наименований, примерами которых является нумерация спортсменов в командах, автомобилей в Госавтоинспекции, автобусных и трамвайных маршрутов и т. п., не являются ни измерением, ни даже инвентаризацией, поскольку здесь числовые формы выполняют функцию наименования, а не счета.

Серьезной проблемой остается метод измерения в социальных и гуманитарных науках. Это прежде всего трудности сбора количественной информации о многих социальных, социально-психологических явлениях, для которых во многих случаях отсутствуют объективные, инструментальные средства измерения. Затруднительны также способы выделения дискретных элементов и сам объективный анализ не только в силу особенностей объекта, но и из-за вмешательства в ненаучных ценностных факторов – предрассудков обыденного сознания, религиозного мировоззрения, идеологических или корпоративных запретов и др Известно, что многие так называемые оценки, например знаний учащихся, выступлений участников соревнований и конкурсов даже самого высокого уровня, часто зависят от квалификации, честности, корпоративности и иных субъективных качеств педагогов, судей, членов жюри. По-видимому, такого рода оценивание не может быть названо измерением в точном смысле слова, которое предполагает, как определяет наука об измерениях – метрология, сравнение путем физической (технической) процедуры данной величины с тем или иным значением принятого эталона – единицы измерения и получение точного количественного результата.


Другие статьи:

Сценарии будущего человека. Старение как естественный процесс
Старение и смерть любого живого организма, в том числе и человека, — естественный процесс. Именно так диалектика жизни и смерть трактовалась в системе прошлых культур. С самых древних времен и до XVIII в. считалось, что старение обусловл ...

Концепция панспермии
В 1865 году немецким ученым Георгом Рихтером на стыке космогонии и физики была разработана гипотеза занесения жизни и живых существ на Землю из космоса – панспермии. Согласно его идее, зародыши простых организмов могли попасть в темные ус ...

Методы и методика работы
В основу работы положены методы наблюдения и фиксирования состояния здоровья родственников и группы учителей; математический метод (обсчет статистических данных); графический метод (построение диаграмм). Для установления зависимости сост ...