Ритмичность и школьный режим
Страница 1

Информация » Ритмы космоса и здоровье человека » Ритмичность и школьный режим

Все известные человеку явления, происходящие как в целом во Вселенной, так и в Солнечной системе, пронизаны ритмами. Вполне естественно, что ритмы человеческого организма и других биологических объектов, являющихся частицей этой системы, подчиняются ее законам: ведь за многовековую эволюционную историю своего развития жизнь биологических организмов сформировалась благодаря именно этим ритмам.

Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последовательно и ритмично. Их комплексная деятельность обеспечивает жизненно важное единство организма с окружающей средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение различных процессов в организме. Например, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; процесс дыхания, сердечная деятельность, пищеварение, движение также протекают ритмично и последовательно. Кроме того, смена различных состояний организма осуществляется с определенной скоростью, свойственной только данному возрасту. Так, длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах неодинакова. Если новорожденный для правильной деятельности организма спит почти 23 часа, просыпаясь 6-7 раз к каждому кормлению, то суточная продолжительность сна школьника 7-8 лет составляет 11,5 ч., а у 15-летних подростков — 9ч. Также ритмично, только с различными интервалами, происходят прием пищи и последующее пищеварение, процесс дыхания, сердечная деятельность. Следовательно, режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов.

Соблюдение режима особенно важно для детей, так - как это необходимо их еще слабому организму, а выработанные в детстве привычки сохраняются на всю жизнь. При соблюдении режима у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.

Ребенок, которого кормят когда придется, обычно сам не просит есть. А дети, приученные, например, обедать в 14 часа, уже за 10-15 мин спрашивают, скоро ли обед. Это вполне закономерно — у них выработался соответствующий рефлекс на время.

Продолжительность различных видов суточной деятельности в часах

Табл. 1.

Возраст лет

Класс

Учебные занятия в школе

Учебные занятия дома

Спорт, игры, прогулки

Чтение, занятия в кружках, помощь семье

Прием пищи, туалет, зарядка

Ночной сон

7

1-й

3-4

1

3.5

2.5

2.5

11-10.5

8

2-й

4

1-1.5

3.5

2.5

2.5

11-10.5

9

3-й

4

1.5-2

3.5

2.5

2.5

11-10.5

10

4-й

4-5

2-2.5

3.5

2.5

2.5

10.5-10

11

5-й

5-6

2-2.5

3

2.5

2.5

10-9.5

12

6-й

5-6

2.5-3

3

2

2

9.5-9

13

7-й

5-6

3-4

2.5

2

2

9.5-9

14

8-й

5-6

3-4

2.5

2

2

9.5-9

15

9-й

5-6

3-4

2.5

2

2

9-8.5

16

10-й

5-6

3-4

2.5

2

2

8-8.5

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

MIP-1a
Макрофагальный белок воспаления ...

Надкласс рыбы
Рыбы — пойкилотермные водные позвоночные, органами движения которым служат парные и непарные плавники. У большинства рыб кожа содержит многочисленные железы и покрыта чешуей различного строения. По бокам тела имеются специфичные для перви ...

Головной отдел
Передний, или головной, отдел тела состоит из простомиума (prostomium), иначе головной лопасти, и расположенного за ним первого (перистомиального) и второго (буккального) сегментов (рис. 3, 4). Первый сегмент сильно редуцирован со спины, ...