Ритмичность и школьный режим
Страница 1

Информация » Ритмы космоса и здоровье человека » Ритмичность и школьный режим

Все известные человеку явления, происходящие как в целом во Вселенной, так и в Солнечной системе, пронизаны ритмами. Вполне естественно, что ритмы человеческого организма и других биологических объектов, являющихся частицей этой системы, подчиняются ее законам: ведь за многовековую эволюционную историю своего развития жизнь биологических организмов сформировалась благодаря именно этим ритмам.

Человек является частью природы, поэтому в его жизни, как и в природе, все должно совершаться ритмично. Под влиянием центральной нервной системы все системы и органы человека функционируют согласованно, последовательно и ритмично. Их комплексная деятельность обеспечивает жизненно важное единство организма с окружающей средой, а ритмичность природных явлений оказывает решающее влияние на течение различных процессов в организме. Например, смена сна и бодрствования обусловлена регулярным чередованием дня и ночи; процесс дыхания, сердечная деятельность, пищеварение, движение также протекают ритмично и последовательно. Кроме того, смена различных состояний организма осуществляется с определенной скоростью, свойственной только данному возрасту. Так, длительность периодически наступающего сна в различных возрастных периодах неодинакова. Если новорожденный для правильной деятельности организма спит почти 23 часа, просыпаясь 6-7 раз к каждому кормлению, то суточная продолжительность сна школьника 7-8 лет составляет 11,5 ч., а у 15-летних подростков — 9ч. Также ритмично, только с различными интервалами, происходят прием пищи и последующее пищеварение, процесс дыхания, сердечная деятельность. Следовательно, режим дня является определенным отражением необходимых организму правильных физиологических процессов.

Соблюдение режима особенно важно для детей, так - как это необходимо их еще слабому организму, а выработанные в детстве привычки сохраняются на всю жизнь. При соблюдении режима у школьников образуются условные рефлексы на время: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать всегда в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению.

Ребенок, которого кормят когда придется, обычно сам не просит есть. А дети, приученные, например, обедать в 14 часа, уже за 10-15 мин спрашивают, скоро ли обед. Это вполне закономерно — у них выработался соответствующий рефлекс на время.

Продолжительность различных видов суточной деятельности в часах

Табл. 1.

Возраст лет

Класс

Учебные занятия в школе

Учебные занятия дома

Спорт, игры, прогулки

Чтение, занятия в кружках, помощь семье

Прием пищи, туалет, зарядка

Ночной сон

7

1-й

3-4

1

3.5

2.5

2.5

11-10.5

8

2-й

4

1-1.5

3.5

2.5

2.5

11-10.5

9

3-й

4

1.5-2

3.5

2.5

2.5

11-10.5

10

4-й

4-5

2-2.5

3.5

2.5

2.5

10.5-10

11

5-й

5-6

2-2.5

3

2.5

2.5

10-9.5

12

6-й

5-6

2.5-3

3

2

2

9.5-9

13

7-й

5-6

3-4

2.5

2

2

9.5-9

14

8-й

5-6

3-4

2.5

2

2

9.5-9

15

9-й

5-6

3-4

2.5

2

2

9-8.5

16

10-й

5-6

3-4

2.5

2

2

8-8.5

Страницы: 1 2 3


Другие статьи:

Фазовые диаграммы однокомпонентных водно-липидных систем
На рис. 2.5 представлена фазовая диаграмма в координатах температура—концентрация для двух распространенных гликолипидов, выделенных из растений. Дигалактозилдиацилгли-церол образует стабильную ламеллярную фазу. При низком содержании воды ...

История развития метеорологии как науки. Истоки науки.
Ученые античного мира создали дошедшие до нас первые научные трактаты, подведшие итоги знаниям, накопленным предыдущими веками. Аристотель, Эвклид, Страбон, Плиний, Птоломей оставили нам столь важные и глубокие исследования, что последующ ...

Адаптация к насекомым
У растений, опыляемых насекомыми, можно наблюдать чрезвычайно остроумные и изобретательные приемы адаптации к ним. Растения с открытыми (например, маргаритки) или чашевидными (лютики) цветами устроены так, что могут воспользоваться услу ...