Введение
Страница 3

Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.

Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание "детского центра" льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы "детского центра" льяловского времени.

Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.

Энеолит: особенности погребальной практики, связанные с возрастом погребенного. Ни ритуально, ни планиграфически детские погребения поздних этапов энеолитического могильника Сахтыш IIа не отличаются от погребений взрослых (материалы отчетов Крайнова, Костылевой за 1987-1992 годы). Как правило, это одиночные погребения, расположенные в общих рядах. Исключение - совместное погребение женщины и ребенка 4-5 лет (погр. 50).

В детских погребениях поздневолосовского могильника представлены почти исключительно дети старших возрастных периодов (подростки, с деталями возрастного определения детей можно ознакомиться в специальном разделе данной монографии). Почти во всех детских погребениях присутствуют украшения (исключение - погребение 30, возраст скелета неопределим).

Логично предположить, что захоронение подростка во "взрослом ряду", наличие в его могиле украшений, одиночный характер погребений - все это в совокупности может свидетельствовать о том, что погребенные подростки могли иметь социальный статус взрослых индивидов. Все детские погребения поздневолосовского времени, где определен возраст ребенка, таким образом, могут быть отнесены к погребениям с социальным статусом взрослых членов общества. Получается, что в поздневолосовское время детских захоронений, как таковых, нет (это, по крайней мере, относится к детским погребениям с достоверно определенным возрастом). Значит, в поздневолосовское время должен был существовать особый обряд погребения детей, не имеющих социального статуса взрослых членов общества. Археологические свидетельства возможности существования такового обряда в поздневолосовском могильнике Сахтыш IIа отсутствуют, и наше предположение ничем не подтверждается.

Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.

Богатые материалы волосовского времени памятника Сахтыш IIа позволяют подробно описать половую дифференциацию в положении погребений на плане. Погребения взрослых индивидов волосовского времени обведены овалами. Светлые овалы - мужские погребения, темные овалы - женские погребения, овалы серого цвета - детские и юношеские. Погребения, половая принадлежность которых не определена или сомнительна, обозначены штриховкой. Результаты визуального анализа положения мужских и женских погребений в могильнике волосовского времени сводятся к следующему:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи:

Личиночные стадии
Постэмбриональное развитие большинства Aphroditiformia связано с пелагической трохофорой, претерпевающей ряд «возрастных» изменений, которым соответствуют следующие стадии: 1) трохофора (несегментированная личинка), 2) метатрохофора I и I ...

Систематика
Реликтовый суслик. В настоящее время реликтового (или тянь-шаньского) суслика (Citellus relictus Kaschkarov, 1923) относят к роду Citellus и вместе с C. major, C. erythrogenis, C. pygmaeus и C. musicus объединяют в группу “pygmaeus” (Вор ...

Раздел “Введение”
Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. Она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение - это всё про плесень. Именно про неё я расск ...