Основные направления преодоления биосферных противоречий
Изменение типа развития: от количественного к качественному росту.
Чтобы не нарушить биосферного равновесия, цивилизация должна соизмерять удовлетворение своих потребностей (материальных, энергетических, рекреационных и т.п.) с учетом динамики естественных экосистем.
Выйти на этот уровень развития в мировом масштабе не так просто. Если развитые страны имеют для этого социально-экономические и технические возможности, то развивающиеся страны и государства с экономикой «переходного» типа таких возможностей пока не имеют. Впрочем, обеспечение экологического выживания мирового сообщества предполагает реальный переход от количественного к качественному росту.
Взаимосвязь централизованных и децентрализованных форм управления экологической деятельностью.
Развитые рыночные отношения позволяют достаточно эффективно сочетать экономические и экологические стереотипы развития (экологический бизнес, замкнутая технология и др.). При этом экономические механизмы рационального природопользования и охраны природы базируются на соответствующей юридической основе — экологическом праве. Тем не менее для эффективного решения экологической проблемы необходимо сохранить достаточно жесткую вертикаль государственного управления и регулирования деятельности в области рационального использования природных ресурсов и их охраны.
Глобализация международного сотрудничества
Экологическая проблема имеет общечеловеческий статус — этим и определяется международный характер ее решения. Затрагивая в большей или меньшей степени большинство (если не все) стран мирового сообщества, экологическая проблема требует реализации сочетания национальных, региональных и международных программ рационального использования природных ресурсов и охраны природы.
Очевидно, что развитые страны должны оказывать поддержку странам «третьего мира» в проведении эффективной экологической политики. Со своей стороны, развивающиеся страны и страны с «переходной» экономикой должны, несмотря на экономические трудности, находить возможности для реализации Соответствующих национальных экологических стратегий.
Экологизация образования и просвещения
Учет экологического фактора в традиционной системе образования и просвещения происходит по двум направлениям: включение в программы большинства образовательно-просветительских структур (школы, университеты и т.п.) экологической проблематики; создание специальных экологических подсистем (экологических классов, факультетов и даже вузов), т.е. экологическое образование. Экологизация создает условия для выхода на уровень специального экологического образования и просвещения.
В развитых странах реализация процессов подобного рода началась в начале 70-х гг. Опросы общественного мнения в 90-х гг. показывают, что значительная часть населения считает экологическую проблему приоритетной, — это свидетельствует об эффективности соответствующего образовательного процесса.
Аналогичные тенденции характерны для государств «третьего мира» и стран с «переходной» экономикой, однако здесь экологическое образование не имеет пока достаточной экономической базы для эффективного развития.
Другие статьи:
Выводы
1. Во флоре школьного участка с. Айкино Усть-Вымского района выявлено 220 видов из 137 родов и 44 семейств, что составляет чуть меньше половины (45%) всей флоры окрестностей с. Айкино, а также 24 вида эпифитных лишайника из 18 родов и 7 с ...
Эволюционные исследования Ч.Дарвина
С 1837 по 1839 годы Дарвин создал серию записных книжек, в которых набросал в кратком и отрывочном виде мысли об эволюции на основе своих исследований в зоологии. В 1842 и 1844 гг. он в два приема изложил в кратком виде набросок и очерк п ...
Анатомические особенности
По своим анатомическим признакам и по оперению совы резко отличаются от дневных хищных, и поэтому некоторыми орнитологами выделяются в самостоятельный отряд. К особенностям скелета сов относятся: существование отростков основной кости, св ...