Основные направления преодоления биосферных противоречий

Информация » Истоки и пути преодоления современного экологического кризиса » Основные направления преодоления биосферных противоречий

Изменение типа развития: от количественного к качественному росту.

Чтобы не нарушить биосферного равновесия, цивилизация должна соизмерять удовлетворение своих потребностей (материальных, энергетических, рекреационных и т.п.) с учетом динамики естественных экосистем.

Выйти на этот уровень развития в мировом масштабе не так просто. Если развитые страны имеют для этого социально-экономические и технические возможности, то развивающиеся страны и государства с экономикой «переходного» типа таких возможностей пока не имеют. Впрочем, обеспечение экологического выживания мирового сообщества предполагает реальный переход от количественного к качественному росту.

Взаимосвязь централизованных и децентрализованных форм управления экологической деятельностью.

Развитые рыночные отношения позволяют достаточно эффективно сочетать экономические и экологические стереотипы развития (экологический бизнес, замкнутая технология и др.). При этом экономические механизмы рационального природопользования и охраны природы базируются на соответствующей юридической основе — экологическом праве. Тем не менее для эффективного решения экологической проблемы необходимо сохранить достаточно жесткую вертикаль государственного управления и регулирования деятельности в области рационального использования природных ресурсов и их охраны.

Глобализация международного сотрудничества

Экологическая проблема имеет общечеловеческий статус — этим и определяется международный характер ее решения. Затрагивая в большей или меньшей степени большинство (если не все) стран мирового сообщества, экологическая проблема требует реализации сочетания национальных, региональных и международных программ рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Очевидно, что развитые страны должны оказывать поддержку странам «третьего мира» в проведении эффективной экологической политики. Со своей стороны, развивающиеся страны и страны с «переходной» экономикой должны, несмотря на экономические трудности, находить возможности для реализации Соответствующих национальных экологических стратегий.

Экологизация образования и просвещения

Учет экологического фактора в традиционной системе образования и просвещения происходит по двум направлениям: включение в программы большинства образовательно-просветительских структур (школы, университеты и т.п.) экологической проблематики; создание специальных экологических подсистем (экологических классов, факультетов и даже вузов), т.е. экологическое образование. Экологизация создает условия для выхода на уровень специального экологического образования и просвещения.

В развитых странах реализация процессов подобного рода началась в начале 70-х гг. Опросы общественного мнения в 90-х гг. показывают, что значительная часть населения считает экологическую проблему приоритетной, — это свидетельствует об эффективности соответствующего образовательного процесса.

Аналогичные тенденции характерны для государств «третьего мира» и стран с «переходной» экономикой, однако здесь экологическое образование не имеет пока достаточной экономической базы для эффективного развития.


Другие статьи:

Дайте несколько формулировок второго начала термодинамики
Существуют несколько эквивалентных формулировок второго начала термодинамики: Постулат Клаузиуса: "Невозможен процесс, единственным результатом которого являлась бы передача тепла от более холодного тела к более горячему" (тако ...

Результаты исследования уровня интерлейкина-4 и гамма-интерферона в сыворотке крови больных с различным уровнем иммуноглобулина Е при хроническом рецидивирующем фурункулезе
В нашей работе обследовано 34 пациента с ХРФ. Эти пациенты были сформированы в 2 группы‚ в зависимости от уровня IgE: первую группу составили 14 больных с повышенным уровнем IgE, вторую – 20 пациентов с нормальными значениями указанного и ...

Каротиноиды
Это большая группа пигментов желтого, оранжевого и красного цвета. Каротиноиды широко распространены в природе: их обнаружено больше трехсот. Однако в фотосинтезе участвуют лишь некоторые из них. Поглощение света каротиноидами, а следова ...