Рыбное хозяйство в Российской Федерации является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом (Черномашенцев, Мильштейн, 1983).

«Концепция развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г.» от 2 сентября 2003г. призвана определить порядок использования биоресурсов Мирового океана российскими рыбаками и внести значительное улучшение в систему управления рыболовством и биоресурсами российских морей. В ней провозглашён переход от свободного и открытого доступа к федеральным биоресурсам – к регулированию добычи через распределение квот методом закрепления промысловых прав.

Принятие концепции совпало со вступлением в действие Соглашения 1995г., с Йоханнесбургским саммитом глав государств (2002г.) и саммитом «восьмёрки» в Эвиане (2003г.). Положение Соглашения и резолюции саммитов требуют существенного улучшения деятельности в области управления биоресурсами и охраны окружающей среды на основе экосистемного и предосторожного подходов.

Положение о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству от 5 сентября 2003г. предполагает, что данный комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию, а также функциональное регулирование в сфере использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания. Госкомрыболовство разрабатывает предложения об общих допустимых уловах, о квотах на вылов водных биоресурсов, разрабатывает и утверждает объёмы товарного выращивания, правила рыболовства, уставы служб органов рыбоохраны, осуществляет государственный учёт и мониторинг водных биоресурсов.

Постановление Правительства Российской Федерации «О квотах на вылов водных биоресурсов» от 10.09.2003г. определяет общий объём квот на вылов водных биоресурсов для обеспечения собственных потребностей; на вылов в промышленных целях во внутренних морских водоёмах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в Балтийском, Чёрном, Азовском и Каспийском морях, и в низовьях впадающих в моря рек; на вылов для иностранных государств; на вылов в научно-исследовательских целях, а также в целях акклиматизации и воспроизводства; на вылов для организации любительского и спортивного рыболовства.

Целью развития рыбного хозяйства в Российской Федерации является достижение устойчивого функционирования рыбохозяйственного комплекса на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов, развития аква – и марикультуры, обеспечивающего удовлетворение внутреннего спроса на рыбную продукцию, продовольственную независимость страны, социально-экономическое развитие регионов, экономика которых зависит от прибрежного рыбного промысла. При этом должны быть созданы условия для повышения эффективности экспорта рыбной продукции и ее конкурентоспособности и оптимизации структуры управления рыбохозяйственным комплексом (Моисеев, 1981).

По данным А. К. Никонорова и В. И. Ананьева (2007), достижение этой цели возможно при формировании комплексного подхода к государственному управлению развитием рыбного хозяйства в Российской Федерации. Создание эффективной системы управления, предусматривает решение следующих задач:

– разработка нормативной правовой базы в области рыбного хозяйства, соответствующей задачам его эффективного развития;

– формирование и реализация механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, обеспечивающего прозрачность системы их распределения;

– сохранение и рациональное использование водных биологических ресурсов, уменьшение промысловой нагрузки на эти ресурсы;

– развитие искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов, формирование генофондовых коллекций и маточных стад ценных видов этих ресурсов;

– разработка государственной социальной стратегии в области рыбохозяйственного комплекса, обеспечивающей оптимальную занятость и доходы населения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью.

В мировом рыбном хозяйстве производство продукции аквакультуры за последние четыре десятилетия выросло более чем в 100 раз и в 2004 г. превысило 50 млн т, что составляет более 55 % общемирового вылова рыбы и других гидробионтов. . В конце прошлого века каждая четвертая съедаемая в мире рыба .была выращена при непосредственном участии человека. В последние годы аквакультура во многих странах превратилась в одну из наиболее быстропрогрессирующих отраслей производства продовольствия.

Рыбохозяйственный фонд внутренних пресноводных водоемов России включает 22,5 млн га озер, 4,3 млн га водохранилищ, 0,96 млн га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142,9 тыс. га прудов и 523 тыс. км рек. Темпы роста производства продукции аквакультуры значительно превышают таковые в рыболовстве, что подтверждает общемировые тенденции ускоренного развития искусственного разведения гидробионтов против упрощенного изъятия естественных биологических ресурсов Мирового океана. В то же время, несмотря на то, что объемы производства продукции аквакультуры возрастают, ее доля в объеме ВВП страны снизилась с 0,16 % в 2000 г. до 0,09 % в 2004 г (Печников, Шурухин, 2006).

Страницы: 1 2


Другие статьи:

Изменения в липидном бислое, связанные с присутствием интегральных мембранных белков
Результаты большинства исследований липидных бислоев методом 2Н-ЯМР с применением дейтерированных фосфолипидов свидетельствуют о том, что белки оказывают лишь слабое влияние на упорядоченность липидов в бислое и их динамические свойства. ...

IL-1a
Интерлейкин-1b ...

Фаунистический комплекс как единица зоогеографического анализа рыб
В настоящее время считается общепризнанным, что анализ любой фауны, слагающейся из различных по происхождению и экологическим потребностям групп, необходимо начинать с выявления этих групп или элементов, фаунистических комплексов, которые ...