Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"
Страница 1

Информация » Фундаментальные законы природы как основа формирования естественно-научной картины мира » Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"

Материя - фундаментальное понятие, родившееся в древнегреческой, а затем перешедшее во всю европейскую философию.

Основные значения понятия материи таковы:

1) субстрат, "подлежащее", "то, из чего" (Аристотель) возникают и состоят вещи и Вселенная;

2) бесконечно делимый континуум, пространство, "то, в чем" (Платон), или протяжение (Декарт);

3) принцип индивидуации, то есть условие множественности (Платон, Аристотель, Прокл, Лейбниц);

4) вещество, или тело, обладающее инертностью, то есть массой и непроницаемостью, то есть упругостью или твердостью.

Противопоставляется материя духу, разуму, сознанию, форме, идее, благу, Богу, актуальному бытию (как чистая потенция), или, напротив, вторичным явлениям сознания как подлинное, объективное, первичное бытие. На этой оппозиции основывается идеологическое значение понятия материи и противостояние материализма и идеализма.

Исторически в развитии древнегреческого естествознания можно выделить три научных программы: одна идеалистическая - Платона и две материалистических - Аристотеля и Демокрита.

Первую научную программу можно также назвать и математической, и в смысле понимания роли количественных вычислений в научном изучении мира она во многом определила путь развития естествознания. В ее основе лежит идея Пифагора, что "числа - суть вещей". Платон, в свою очередь, утверждал, что "Бог - это геометр". Научной программой послужило и платоновское понятие материи как пространства, принципа множественности и математического континуума. Соответственно, и естествознание, разработанное на основе платоновской программы, должно было носить математический характер. Именно поэтому современные физики рассматривают Платона как своего предтечу.

Учение Платона о материи можно рассматривать способом решения проблемы: как обосновать сосуществование множественного эмпирического мира и изначально единого, неизменного и умопостигаемого бытия. Если подлинное бытие - первообраз, а эмпирический мир - его подобие или отражение, то необходимо должно быть нечто, в чем отражается первообраз, что обусловливает отличие от него отражения, и тем самым существование числового множества, движения и изменения. Есть два вида, - рассуждает Платон в диалоге "Тимей", - с одной стороны, "то, что всегда есть и никогда не возникает, с другой стороны то, что всегда возникает, но никогда не существует. Первое постигается умом и мышлением и всегда тождественно себе; второе - неразумным чувством и мнением, оно всегда рождается и погибает, но никогда не существует в действительности".

Однако необходимо допустить и "третий вид", не постижимый ни уму, ни чувствам, - нечто "темное дремучее", о чем мы можем лишь догадываться путем "незаконного умозаключения". Этот третий вид - пространство, или материя - служит местом или средой, в которой возникают и гибнут эмпирические, их "матерью", "кормилицей", и "восприемницей", тем "воском", на котором запечатлеваются оттиски вечно сущего; эти оттиски и составляют наш эмпирический мир.

Третий вид непреходящ, ибо не возникает и не погибает; но в то же время он не существует, ибо совсем непричастен бытию. Он не тождествен себе, ибо не обладает никакими свойствами, сущностью или смыслом, и потому же он - не изменчив, ибо в нем нечему изменяться.

Если подлинное бытие проявляет себя в эмпирии в виде смысла и целесообразности, законов природы и космоса, обеспечивающих гармонию, порядок и сохранение, то "третий вид" проявляется как "необходимость" - мировая энтропия. Таки образом, то, что называется в новое время "законами природы", распадается для Платона на две части: собственно законы, проявление единого мирового разума, источника бытия, и проявления материи, "необходимости", источника тленности и несовершенства. Не обладая никакими качественными характеристиками, платоновская материя наделена одним потенциальным свойством: она способна к математическому структурированию.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Значение мочевыделительной системы для жизнедеятельности организма.
В результате обмена веществ в клетках тканей образуются конечные продукты распада и окисления. К их числу принадлежат НО и СО. Кроме того, к конечным продуктам распада белков относится и сильно ядовитый аммиак. Накопление аммиака привело ...

IL-10
Интерлейкин-12 (ультрачувствит.) ...

Класификация тканей
Ткань – это исторически (филогенетически) сложившаяся система клеток и неклеточных структур, обладающих общностью строения, специализирующаяся на выполнении определенных функций. Каждая ткань происходит из определенного зародышевого лист ...