Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"
Страница 3

Информация » Фундаментальные законы природы как основа формирования естественно-научной картины мира » Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"

Первая материя существует только в составе данной вселенной, а не сама по себе, следовательно, другой вселенной, нежели наша, быть не может. С точки зрения познания, материя, как не обладающая ни одним из определений того предмета, для которого она служит материей, есть нечто неопределенное. Поэтому материя сама по себе непознаваема ни теоретически, ни эмпирически. О ее существовании мы заключаем лишь путь аналогии.

Благодаря такому понятию материи Аристотель может объяснить все процессы возникновения, изменения и движения как процессы реализации заложенной в вещах предрасположенности к принятию той или иной формы, как актуализацию потенций или, что тоже самое, как оформление и переоформление материи.

Аристотель предполагал, что Мир представляет собой вращающийся Космос и его движение началось в каком-то малом объеме пространства от первоначального толчка, а это хорошо согласуется с одной из современных теорий происхождения Вселенной - Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. Сам Космос является некой ограниченной сферой, в центре которой расположена Земля. Пространство, заполненное "первичной материей", и время реализуются только в пределах этого Космоса.

Первичная материя под воздействием комбинации "первичных сил" -горячего, холодного, сухого и мокрого - переходит в одну из четырех "стихий" - огонь, воздух, воду и землю. Стихии, в свою очередь, могут как переходить из одной в другую, так и вступать в различные соединения и образовывать "вещества" - камни, металлы, мясо, кровь, глину, шерсть и т.д. И, как логичный результат, из веществ создаются тела.

После Аристотеля в эпоху эллинизма понятие материи разрабатывается в школах стоиков и неоплатоников. Стоики все сущее сводили к материи, неоплатоники, наоборот, к идее - форме, что позволяет теоретически дедуцировать мироздание из одного источника.

Для стоика бытие – едино, все, что существует, составляет вселенную, космос, который поэтому тоже един и единствен. Главный признак бытия - способность действовать и испытывать воздействие. Такой способностью обладают только тела. Следовательно, существуют только тела. Телом стоики считают не всякую вещь, воспринимаемую чувствами (как Платон), но лишь предметы, обладающие упругостью (твердостью, непроницаемостью) - трехмерным объемом и тяжестью. Бог, душа и качество предметов, по стоическому учению, тоже телесны. Напротив, пространство, время, пустота, значения слов и понятий - не тела; они представляют собой "нечто", но не существуют в действительности.

Это нуждается в уточнении — и стоицизм включает в свою систему платоновско-аристотелевское учение о взаимодействии материи и формы. Поскольку существовать - значит действовать и претерпевать воздействия, постольку внутри сущего - материи - можно различить две части, или два начало: действующее и страдающее. Пассивная часть материи, способная главным образом к страдания, выступает в качестве подлежащего и есть материя в узком смысле слова. Она представляет собой бескачественное тело, или бескачественную сущность, она инертна (бессильна) и неподвижна, но вечна - не возникла и не подлежит разрушению, сохраняя неизменным свое количество. В ней на нее действует активная часть материи - Логос, которого стоики зовут еще "Богом, Умом, Провидением и Зевсом". Это воплощенная Сила, божественный Разум, представляет собой теплое газообразное тело, состоящее из смеси тончайших частиц теплого воздуха и огня, и называется "дыханием".

Механизм взаимодействия пневмы и инертной первоматерии стоики объясняют с помощью учения о "всецелом смешении". При смешении различных компонентов вселенского континуума могут возникать абсолютно гомогенные смеси: при отделении сколь угодно малой части этой смеси, в ней будут наличествовать все компоненты.

Пневма - самый тонкий из элементов, смешана повсюду с частицами косной пассивной материи. Функции пневмы у стоиков - те же, что функции формы идеи у Платона и Аристотеля: она сообщает пассивной части материи порядок и структуру, обеспечивает цельность и единство космоса и каждой вещи в нем. Она же является источником изменения и движения. Однако взаимодействие упорядочивающего и пассивного начала объясняется у стоиков чисто физически: будучи силой, пневма создает напряжение между материальными частицами, своего рода динамическое притяжение. Именно к стоическому учению о пневме, вероятно, восходят позднейшие понятия эфира и физической силы в естествознании.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи: