Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"
Страница 4

Информация » Фундаментальные законы природы как основа формирования естественно-научной картины мира » Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"

Учение о материи, отличное от стоического, разрабатывается в неоплатанизме. Согласно общей для всех неоплатоников иерархической схеме, первоначалом всего является Единое. Это Единое выше всякого бытия – "по ту сторону" сущего.

Единое - источник бытия, которое составляет следующую ступень в неоплатонической иерархии и называется по- разному: бытием, истинно сущем, Умом, умопостигаемым миром или идеями. Бытие существует постольку, поскольку оно едино – "постоянно взирает на Единое". Ниже бытия располагается Душа, "неделимое и разделенное в телах", двойственное существо, причастное бытию, разуму, вечности и неизменности в силу своей неделимости, причастное небытию, бессмысленности и движению в силу разделенности в телах (индивидуации).

Следующая ступень вниз по онтологической лестнице - тело, телесность вообще, тленное, изменчивое, косное, неразумное, существующее лишь в излучении души и формы - идеи низшего порядка. Дальше вниз ничего нет. Это и есть материя неоплатоников - тот низ, "дно" онтологической иерархии, где ничего нет, небытие. Характеристики материи - беспредельная, бесконечная, бескачественная, не существующая, инертная, бессильная, вязкая противоположность благу, источник и сущность зла.

Будучи тоже в своем роде по ту сторону всего сущего, материя представляет собой, согласно Плотину, прямую противоположность не бытию и идее, а самому Единому - Благу. Помимо умопостигаемой материи, служащей субстратом для и арифметических чисел, Прокл вводит понятие материи воображения, субстрата геометрических фигур. Общее свойство всех видов материи - материи идей, чисел, воображаемых фигур и чувственных тел - беспредельность, то есть неопределенность, иррациональность и делимость до бесконечности.

Несколько позднее возникло атомистическое учение о материальном мире. Основные принципы этого учения Демокрита сводились к следующему:

- вся вселенная состоит из мельчайших материальных частиц - атомов, не заполняющих пространство пустоты, причем, наличие пустоты является обязательным условием для осуществления перемещения атомов;

- атомы неуничтожимы, вечны и поэтому вся вселенная состоит из них и существует вечно;

- атомы представляют собой мельчайшие неизменяемые не проницаемые и абсолютно неделимые кирпичики мироздания;

- атомы находятся в постоянном движении, меняют своё положение в пространстве. Они различны по форме и величине, но они настолько малы, что недоступны для человеческого восприятия. Форма атомов может быть разнообразной;

- все предметы материального мира образованы из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний.

Из атомистической теории следует и определение материи: вечно движущееся в пустоте атомы, они неделимы и отличаются друг от друга внешними чертами. Число атомов как и форм бесконечно, новые тела и формы образуются от сложения атомов, а уничтожение от разложения на атомы, то есть Демокрит отождествлял материю с веществом, более того, он связывал материю и движение и предполагал вечность их существования.

Все формы движения Демокрит сводил к пространственным перемещениям. Благодаря Демокриту появился новый элемент картины мира - пустое бесконечное пространство, и все атомы движутся в этом пустом бесконечном пространстве.

Интересно заметить, что этой атомистической программе был присущ жесткий детерминизм, сохраненный впоследствии и в механике Галилея-Ньютона, то есть любое движение материи предполагалось необходимым, обусловленным какими-то причинами. Случайность полностью исключалась из картины Мира. В соответствии с принципом детерминизма, любые события влекут за собой определенные следствия и эти следствия в то же время являются результатом ранее совершенных событий. Она считалась субъективной и объяснялась недостаточностью человеческих знаний.

В то же время последователь Демокрита Эпикур (III век до н.э.) высказывал предположение о существовании объективной случайности. Атомистическая теория, как более ранняя, была впоследствии вытеснена континуальной. Реабилитация атомистической теории началась лишь в XVII веке.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Как сохранить слух ребенка? (написать заметку для родительского уголка)
Заметка для родителей. Уважаемые родители сохраняйте слух вашего ребенка! Каждый день миллионы людей подвергаются шумовому воздействию, которое эксперты определяют как «раздражающее слух и вредное для здоровья». И действительно, независ ...

Строение черепа
Череп, образованный парными и непарными костями, защищает от внешних воздействий головной мозг и органы чувств и дает опору начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем. Череп условно подразделяют на мозговой и лицевой. Мозгово ...

Организация биосферы
С появлением динозавров резко усложнялась организация биосферы, выразившаяся в образовании различных экосистем со сложной и разнообразной структурой и множеством трофических цепей, в кайнозое, при господстве млекопитающих, биосфера повтор ...