Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"
Страница 2

Информация » Фундаментальные законы природы как основа формирования естественно-научной картины мира » Античное естествознание как синтез натурфилософских идей и гениальных научных прозрений относительно "природы вещей"

Несмотря на то, что Платон признавал материальный мир состоящим из четырех субстанций (огня, воздуха, воды и земли), он приписывал частицам, из которых они состоят, различную геометрическую форму в виде многогранников: для огня - тетраэдры, воздуха - октаэдры, воды - икосаэдры, земли - кубы, то есть вводил абстрактные топологические понятия. Это было связано с идеалистическими представлениями Платона о том, что материальный мир бытия является лишь отражением мира идей человека, его представлениями, а не реально существующей материи. Поэтому математическим построениям и численным абстракциям программы Пифагора - Платона отводилась почти мистическая роль, проявляющаяся до настоящего времени в религиозных канонах, астрологии и магии, а в науке - в некоторых "таинственных" математических числах.

Общей чертой континуальной программы Аристотеля и атомистической программы Демокрита является материалистичность. Континуальный подход предполагал весь материальный мир, состоящим из непрерывной материальной субстанции, находящейся в постоянном движении. Все объекты природы ("существующие вещи") не возникают и не уничтожаются, существуют вечно и проявляются в различных формах этой субстанции, преобразуясь из одной формы в другую. Эта физическая по своей сути программа Анаксагора - Аристотеля также созвучна современным представлениям о формах существования и движения материи еще и потому, что предполагала наличие в каждом объекте всех "вещей" ("все во всем" или "во всем есть часть всего"), что можно перевести на наш научный язык как строение вещества из элементарных частиц.

В философию термин "материя" был впервые введен Аристотелем, и он употребляет этот термин, излагая взгляды своих предшественников. По его утверждению, "первоначало всего", о котором учили большинство философов-досократиков, есть именно материя (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, беспредельное у Анаксимандра, огонь у Гераклита, четыре элемента у Эмпедокла, атомы у Демокрита).

Аристотель разрабатывает свое понятие материи. Как ученик и последователь Платона, он принимает, что предметом истинного, научного знания может быть лишь единое, неизменное бытие - идея, или форма. Но относительно эмпирического мира он расходится с Платоном, не соглашаясь признать ни иллюзорности его существования, ни его непознаваемости. Одна из главных задач Аристотелевой метафизики - обосновать реальность эмпирического мира и возможность науки физики, то есть достоверного знания об изменчивых вещах. Подобное представление лишь отодвигает проблему - вопрос о происхождении самих первоэлементов остается открытым. Аристотель избирает другой путь - релятивирует платоновский принцип множественности, делает материю относительной.

Платоновская материя выступает прямой противоположностью вечному бытию(идеям) как небытие; божественному принципу единства - как принцип множественности; идеям как источнику определенности - как "беспредельность" и бесконечность, идеальному Уму - как бессмысленная "необходимость".

Для Аристотеля материя - тоже небытие, беспредельность, лишенная целесообразности необходимость, однако главная ее характеристика иная: материя - это то, что ничему не противоположно, материя - это всегда субъект, бескачественное подлежащее всех предикатов (форм).

Говоря об изменении, возникновении или становлении чего-либо, необходимо, согласно Аристотелю, различать то, что становится, и то, чем оно становится. Первое и есть материя, второе - форма, или "составное", то есть то, что состоит из материи или формы (таковы по Аристотелю, все сущие вещи и существа за исключением Бога - вечного двигателя, который есть чистая "форма форм" и материи непричастен).

Первоматерия, служащая материей для всего сущего, сама не есть сущее. Материя — это небытие. Однако поскольку материя понятие относительное, то она - не просто небытие вообще, а небытие чего-то, той вещи, которая может возникнуть именно из той материи при воздействии определенных причин (действующей, формально целевой). Следовательно, всякая материя - это определенная вещь в возможности. Соответственно, и первоматерия, лежащая в основе мироздания — это не чистое небытие, а потенциальное бытие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие статьи:

Чувственные формы познания. Познание действительности
Чувственные формы познания. Познание действительности осуществляется в разных формах, из которых первой и простейшей является ощущение. Ощущение - это простейшие чувственные образы, отражения, копии или своего рода снимки отдельных свойст ...

Элементарные единицы изменчивости генетического материала. Мутон. Рекон
Ген представляет собой элементарную единицу функции наследственного материала. Это означает, что фрагмент молекулы ДНК, соответствующий отдельному гену и определяющий благодаря содержащейся в нем биологической информации возможность разви ...

Устойчивость биосферы
Богатство живого мира издревле увлекало и восхищало человека. Мореплаватели и купцы миссионеры и авантюристы, путешественники и лекари, а затем и ученые привозили домой образцы удивительных растений и животных из всех стран мира. Немалым ...